Одна из главных целей образования — создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В связи с этим профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних, является одним из направлений профилактической работы педагогического коллектива.
Профилактика суицидального поведения регулируется следующими законодательными и нормативными актами:
Конституция Российской Федерации.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 29 мая 2017г. Была принята программа «Десятилетие детства в России».
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция от 31 мая 2017 года)
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года.
А также в деятельности используются методические рекомендации, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением.
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, письмо от 18 января 2016 года № 07-149 о направлении методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях для использования в практической деятельности, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи". Развернутый вариант материалов «Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях» размещен на специализированной странице официального сайта Центра в сети Интернет по адресу: http://podrostok.cipv.ru/.
Эта необходимая нормативная и законодательная база, на основании которой осуществляется профилактика суицидального поведения.
Переходим непосредственно к вопросу.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей-неволей оказался.
Исходя из всего сказанного, самоубийство можно понимать как действие человека с целью самоуничтожения в ответ на возникшие проблемы, трудности, протекающие на фоне определённых эмоциональных и психологических состояний.
Факторы, причины, мотивы и маркеры детско-юношеского суицида
1. Одним из главных факторов суицидального поведения в детском возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку т.е
- Ситуация длительного конфликта в семье или ситуация развода родителей;
2. Психологическая неадекватность в воспитании подростка. Этот фактор характеризуется:
- Наличием факта психологического давления.
- Наличием фактов физического насилия.
3. Одиночество. В групповых социально-психологических исследованиях (например социометрия) попадают в группу «отверженные» дети.
- в начальной школе (7-9 лет) статус отверженности определяется внешними признаками, неопрятность, неряшливость, неприятный запах, грязная одежда и т.д.
- в среднем звене (10-14 лет) статус отверженности определяется успешностью, или наоборот, неуспешностью в учёбе. В категорию «изгоев» попадают как отличники, так и неуспевающие ученики.
- в старшем звене (14-18 лет) характерны личностные проявления, симпатии и предпочтения.
4. Личностная импульсивность. Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность. Проявляется импульсивность в следующем:
- Высокий уровень нервно-мышечного напряжения;
- Высокий уровень внушаемости;
- Бескомпромиссность;
- У ребенка характерна бурная реакция на неудачу, гнев, бравада, девиации.
Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций и проблем вовсе не означает, что ребенок, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного риска. Однако, такого рода проблемы, безусловно, осложняют ему жизнь.
Мотивы и поводы суицидальных поступков (А. Амбрумова).
- Лично-семейные конфликты.
- Несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих;
- Ревность, развод родителей;
- Препятствие к удовлетворению актуальной потребности;
- Неудовлетворённость поведением и личными качествами «значимого» другого;
- Одиночество;
- Недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;.
2. Состояние психического здоровья.
- Реальные конфликты у здоровых детей;
3. Состояние физического здоровья.
- Соматические заболевания, физические страдания;
5. Конфликт в профессиональной или учебной сфере.
- Несостоятельность, неудачи в учёбе, падение престижа.
- Несправедливые требования к исполнению учебных обязанностей.
6. Материально-бытовые трудности.
Какие же индикаторы должны заставить нас задуматься
Поведенческие индикаторы суицидального риска
- Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.).
- Самоизоляция от других людей и жизни.
- Резкое снижение повседневной активности.
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью.
- Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством.
- Частое прослушивание печальной музыки.
- Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отделяющие от близких.
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
- Нарушение дисциплины или снижения качества учёбы, связанные с этим неприятности.
- Приобретение средств для совершения суицида.
Коммуникативные индикаторы
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро всё это закончится» - косвенное.
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям.
- Уверения в беспомощности и зависимости от других.
- Прощание.
- Сообщение о конкретном плане суицида.
- Самообвинения
Насторожить должны следующие заявления ребенка: «Ненавижу жизнь», «Всем будет лучше без меня», «Мне нечего ждать от жизни», «Они пожалеют о том, что мне сделали», «Не могу этого вынести», «Я покончу с собой», «Никому я не нужен», «Это выше моих сил».
Когнитивные индикаторы
- Разрешающие установки относительно суицидального поведения.
- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего.
- Представление о своей жизни как о ничтожной, не имеющей права жить.
- Представление о мире как месте потерь и разочарований.
- Представление о будущем как бесперспективном, безнадёжном.
- «Туннельное видение»- неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.
Эмоциональные индикаторы
- Амбивалентность по отношению к жизни.
- Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадёжность, беспомощность, отчаяние.
- Переживание горя.
- Приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница
- Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность.
- Вина или ощущение неудачи, поражения.
- Чрезмерные опасения или страхи.
- Чувство своей малозначимости, никчёмности, ненужности.
- Рассеянность и растерянность.
Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить внимание.
Рекомендации:
- Установите заботливые взаимоотношения с детьми
- Будьте внимательными слушателями
- Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
- Помогите определить источник психического дискомфорта
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
- Помогите каждому ребенку осознать его личностные ресурсы
- Окажите поддержку в успешной реализации в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
|