Пятница, 03.05.2024, 14:28

МОБУ ООШ № 6
г. Арсеньев

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
320x50





***
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителям » Учителям

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних
01.06.2023, 14:14

Одна из главных целей образования — создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В связи с этим профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних, является одним из направлений профилактической работы педагогического коллектива.

Профилактика суицидального поведения регулируется следующими законодательными и нормативными актами:

Конституция Российской Федерации.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 29 мая 2017г. Была принята программа «Десятилетие детства в России».

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция от 31 мая 2017 года)

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года.

А также в деятельности используются методические рекомендации, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением.

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, письмо от 18 января 2016 года № 07-149 о направлении методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях для использования в практической деятельности, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи". Развернутый вариант материалов «Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях» размещен на специализированной странице официального сайта Центра в сети Интернет по адресу: http://podrostok.cipv.ru/.

Письмо министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2017 года № вк-1065/07«О направлении методических материалов». Минобрнауки России обращает внимание на необходимость продолжения системной работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся.

Актуальность вопросов реализации дополнительных мер в области психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы «социального риска» и развития системы профилактики асоциальных явлений в образовательной среде (в части суицидальной компоненты) обозначена в письме Министерства от 25 мая 2016 г. № 07-2284.

 

Министерство отмечает, что реализацию мероприятий в упомянутом направлении необходимо обеспечить с учетом информирования родителей, законных представителей.

Эта необходимая нормативная и законодательная база, на основании которой осуществляется профилактика суицидального поведения.

 

 

 

 

 

Переходим непосредственно к вопросу.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей-неволей оказался.

Исходя из всего сказанного, самоубийство можно понимать как действие человека с целью самоуничтожения в ответ на возникшие проблемы, трудности, протекающие на фоне определённых эмоциональных и психологических состояний.

Факторы, причины, мотивы и маркеры детско-юношеского суицида

1. Одним из главных факторов суицидального поведения в детском возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку т.е

- Ситуация длительного конфликта в семье или ситуация развода родителей;

2. Психологическая неадекватность в воспитании подростка. Этот фактор характеризуется:

- Наличием факта психологического давления.

- Наличием фактов физического насилия.

3. Одиночество. В групповых социально-психологических исследованиях (например социометрия) попадают в группу «отверженные» дети.

- в начальной школе (7-9 лет) статус отверженности определяется внешними признаками, неопрятность, неряшливость, неприятный запах, грязная одежда и т.д.

- в среднем звене (10-14 лет) статус отверженности определяется успешностью, или наоборот, неуспешностью в учёбе. В категорию «изгоев» попадают как отличники, так и неуспевающие ученики.

- в старшем звене (14-18 лет) характерны личностные проявления, симпатии и предпочтения.

4. Личностная импульсивность. Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность. Проявляется импульсивность в следующем:

- Высокий уровень нервно-мышечного напряжения;

- Высокий уровень внушаемости;

- Бескомпромиссность;

- У ребенка характерна бурная реакция на неудачу, гнев, бравада, девиации.

 

Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций и проблем вовсе не означает, что ребенок, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного риска. Однако, такого рода проблемы, безусловно, осложняют ему жизнь.

 

Мотивы и поводы суицидальных поступков (А. Амбрумова).

  1. Лично-семейные конфликты.

- Несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих;

- Ревность, развод родителей;

- Препятствие к удовлетворению актуальной потребности;

- Неудовлетворённость поведением и личными качествами «значимого» другого;

- Одиночество;

- Недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;.

2. Состояние психического здоровья.

-  Реальные конфликты у здоровых детей;

3. Состояние физического здоровья.

- Соматические заболевания, физические страдания;

5.  Конфликт в профессиональной или учебной сфере.

- Несостоятельность, неудачи в учёбе, падение престижа.

- Несправедливые требования к исполнению учебных обязанностей.

6. Материально-бытовые трудности.

 

Какие же индикаторы должны заставить нас задуматься

 

Поведенческие индикаторы суицидального риска

- Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.).

- Самоизоляция от других людей и жизни.

- Резкое снижение повседневной активности.

- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью.

- Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством.

- Частое прослушивание печальной музыки.

- Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отделяющие от близких.

- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.

- Нарушение дисциплины или снижения качества учёбы, связанные с этим неприятности.

- Приобретение средств для совершения суицида.

 

Коммуникативные индикаторы

- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро всё это закончится» - косвенное.

- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям.

- Уверения в беспомощности и зависимости от других.

- Прощание.

- Сообщение о конкретном плане суицида.

- Самообвинения

Насторожить должны следующие заявления ребенка: «Ненавижу жизнь», «Всем будет лучше без меня», «Мне нечего ждать от жизни», «Они пожалеют о том, что мне сделали», «Не могу этого вынести», «Я покончу с собой», «Никому я не нужен», «Это выше моих сил».

 

Когнитивные индикаторы

- Разрешающие установки относительно суицидального поведения.

- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего.

- Представление о своей жизни как о ничтожной, не имеющей права жить.

- Представление о мире как месте потерь и разочарований.

- Представление о будущем как бесперспективном, безнадёжном.

- «Туннельное видение»- неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.

 

Эмоциональные индикаторы

- Амбивалентность по отношению к жизни.

- Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадёжность, беспомощность, отчаяние.

- Переживание горя.

- Приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница

- Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность.

- Вина или ощущение неудачи, поражения.

- Чрезмерные опасения или страхи.

- Чувство своей малозначимости, никчёмности, ненужности.

- Рассеянность и растерянность.

Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить внимание.

 

Рекомендации:

  • Установите заботливые взаимоотношения с детьми
  • Будьте внимательными слушателями
  • Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  • Помогите определить источник психического дискомфорта
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  • Помогите каждому ребенку осознать его личностные ресурсы
  • Окажите поддержку в успешной реализации в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Учителям | Добавил: Наталия
Просмотров: 118 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: